1 USD: 38,6672 1 EUR: 49,6912 1 GBP: 63,2170 10 CNY: 62,9810 10000 BYR: 36,5820 10 UAH: 29,1828 100 KZT: 21,2603 10 CZK: 18,0743 УЧ.СТ.ЦБ: 8,25% МРОТ: ,00р. Новости: 8113 Статьи: 3338 Документы: 1407 Формы: 223 События: 16 Семинары: 0
Новости
Статьи
Документы
Формы
24.04.2012
Карточка учета материалов

Типовая межотраслевая форма №М-17

24.04.2012
Накладная на отпуск материалов на сторону

Типовая межотраслевая форма № М-15

События
Выкладка товаров – часть розничной торговли или отдельная услуга?
28.01.2008
Н. Шишкоедова
3213
1. Выкладка товаров как самостоятельная услуга

Для того, чтобы определиться, как следует рассматривать услуги по выкладке товаров – как неотъемлемую часть деятельности в сфере розничной торговли или как самостоятельную услугу – сначала обратим внимание на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД, ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17).

Согласно ОКВЭД выкладка товаров для розничной торговли через прилавок (код 5200122), открытая выкладка товаров для розничной торговли в магазине (код 5200123), выставка товаров на витринах (код 5200124), выкладка товаров для розничной торговли на уличных лотках (код 5200126), а также выкладка товаров на экспозиционных стендах и витринах (код 5200263) относятся к услугам по розничной торговли (код 5200000 ОКВЭД).

Следовательно, выкладку товаров следует признать неотъемлемой частью деятельности в сфере розничной торговли. С этим, собственно, никто и не спорит.

Однако в недавнем письме Минфина России от 11 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/488 специалисты финансового ведомства подчеркнули, что, хотя выкладка товара и является составной частью процесса розничной торговли, она может осуществляться и как отдельный вид предпринимательской деятельности.

Иными словами, в случае, если между розничным магазином (сетью магазинов) и производителем (поставщиком) товаров заключен отдельный договор об обеспечении приоритетной или особой выкладки товаров, в котором предусматривается соответствующее вознаграждение именно за оказание такой услуги по мерчандайзингу, или если заключен сложный договор, включающий как элементы договора поставки товаров, так и условия об оказании услуг мерчандайзинга (и их соответствующей оплате), деятельность по оказанию таких услуг по выкладке товаров следует рассматривать отдельно от собственно розничной торговли, как самостоятельный вид деятельности и источник доходов.




2. Налоговые и учетные последствия для торговой фирмы

Конечно же, от того, как будут рассматриваться операции по выкладке – в качестве неотъемлемой части процесса розничной торговли или в качестве самостоятельного вида деятельности – зависит порядок налогообложения и бухгалтерского учета таких операций.

Продолжая свою мысль, финансисты в том же письме от 11 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/488 подчеркнули, что в случае оказания услуг по выкладке в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности организация розничной торговли – даже если в отношении деятельности в сфере розничной торговли она является плательщиком ЕНВД – обязана уплачивать налоги с деятельности по оказанию услуг мерчандайзинга в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

В бухгалтерском учете в случае, если оказание услуг по выкладке товаров производится на основании отдельного договора или предусмотрено в качестве дополнительной, оплачиваемой отдельно услуги в договоре поставки товаров, получение доходов от розничной торговли и от оказания услуг по выкладке следует отражать раздельно как два вида выручки от разных видов деятельности. Для этого следует предусмотреть соответствующие аналитические счета к счету 90 «Продажи».

Пример 1

Розничная торговая фирма «Метрополис» осуществляет деятельность в сфере розничной торговли и является плательщиком ЕНВД в отношении этого вида деятельности (заявления о переходе на УСН фирма в налоговую инспекцию не подавала).

Сумма выручки от розничных продаж товаров за январь 2008 года составила 1 450 000 руб.

Кроме того, в январе 2008 года фирма «Метрополис» оказала услуги по приоритетной выкладке товаров по договору с фирмой-производителем молочных продуктов ООО «Молоко» и получила предусмотренное договором вознаграждение за оказание данных услуг в размере 35 400 руб., в т.ч. НДС 5400 руб.

Бухгалтер торговой фирмы отразит операции по получению выручки в январе 2008 года такими записями:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1, аналитический счет «Выручка от розничной торговли»
- 1 450 000 руб. – отражена выручка от розничных продаж;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1, аналитический счет «Выручка от оказания услуг по мерчандайзингу»
- 35 400 руб. – отражена выручка от оказания услуг по приоритетной выкладке товаров;

ДЕБЕТ 90-3, аналитический счет «НДС с операций по оказанию услуг по мерчандайзингу» КРЕДИТ 68
- 5400 руб. – начислен НДС с операций по оказанию услуг по приоритетной выкладке товаров;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 35 400 руб. – получено вознаграждение за приоритетную выкладку товаров.


Конечно, в случае, если розничная торговая фирма уплачивает ЕНВД, ей не выгодно оформлять договор таким образом, чтобы признавать вознаграждение за выкладку товаров в качестве самостоятельного вида дохода, подлежащего «отдельному» налогообложению – ведь с этих доходов придется либо уплачивать единый налог в рамках УСН (если фирма удовлетворяет требованиям, установленным в главе 26.2НК РФ и подавала соответствующее заявление о переходе на УСН в налоговую инспекцию), либо уплачивать НДС и налог на прибыль (если фирма находится на общем режиме налогообложения). Руководство такой фирмы, скорее всего, будет стремиться к тому, чтобы договоренность об услугах мерчандайзинга была устной, не зафиксированной в договорах, а вознаграждение за такие услуги также не фигурировало бы в документах, а фактически предоставлялось бы, например, в виде пониженной цены (скидки) на закупаемые товары. Однако такой вариант может не устраивать поставщика.




3. Налоговый и бухгалтерский учет расходов на мерчандайзинг у поставщика

А теперь посмотрим, как оплата услуг по обеспечению приоритетной или особой выкладки товаров в розничных магазинах должна рассматриваться у поставщика (производителя).

В течение длительного времени финансисты и налоговики утверждали, что учитывать подобные расходы для целей налогообложения прибыли нельзя ввиду отсутствия их экономической обоснованности (ст.252 НК РФ).

Однако в письме Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/286 наконец появилось разъяснение, поддерживающее позицию налогоплательщиков.

Финансисты начинают с констатации факта, что оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество или имущественные права, выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Поэтому в общем случае такие операции осуществляются в рамках деятельности покупателя – магазина – по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли. Именно эта позиция не раз высказывалась в более ранних письмах и разъяснениях.

Однако в майском письме, к счастью, финансисты продолжили рассуждение и признали, что на практике могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Такое соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).

Поскольку согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в случае, если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. И в этом случае при надлежащем документальном подтверждении данные расходы могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ. Напомним, что этот норматив составляет 1% от суммы выручки.

Таким образом, главное – чтобы оказание услуг по выкладке было закреплено в договоре в качестве отдельного условия, и чтобы поставщик (продавец) мог доказать, что такая выкладка способствует привлечению внимания к его товарам и, следовательно, оплата услуг по выкладке является экономически обоснованным видом расхода, поскольку в результате оказания данных услуг повышается объем продаж соответствующей продукции (товаров).

В бухгалтерском учете такие расходы можно будет отнести в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Пример 2

Рассмотрим пример 1 с точки зрения фирмы ООО «Молоко» (производитель-поставщик), находящейся на общем режиме налогообложения, которой в январе 2008 года были оказаны услуги по приоритетной выкладке ее продукции. Стоимость услуг составила 35 400 руб., в т.ч. НДС 5400 руб.:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 (или 76)
- 30 000 руб. – отражена стоимость услуг по приоритетной выкладке продукции;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (или 76)
- 5400 руб. – отражена сумма НДС со стоимости данных услуг;

ДЕБЕТ 60 (или 76) КРЕДИТ 51
- 35 400 руб. – перечислено вознаграждение за приоритетную выкладку продукции;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 5400 руб. – предъявлен к вычету НДС по услугам мерчандайзинга.


Рейтинг: 0
[голосов: 0]
Комментарии (00)

на статью «Выкладка товаров – часть розничной торговли или отдельная услуга? »

Добавить комментарий

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Календарь
Форум
21.02.2013
Обмен оборудования на квартиру
Комментариев: 0
06.03.2012
Открытие счета
Комментариев: 2
06.03.2012
Управление на предприятии
Комментариев: 1
06.03.2012
Проверки
Комментариев: 1
Витрина
Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогообложение
Автор: Филина Ф.Н.
ISBN: 978-5-476-00815-6
Стр: 264
Справочник кадровика: полное практическое руководство
Автор: под редак­цией Ф. Н. Филиной
ISBN: 978­5­476­00377­9
Стр: 576
Оформляем личное дело сотрудника
Автор: Берг О. Н.
ISBN: 978-5-4230-0016-5
Стр: 152

«Российский бухгалтер» - портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.

Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

«Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г., выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Сайт www.rosbuh.ru является Интернет-представительством журнала «Российский бухгалтер», содержит как материалы журнала, так и иные справочно-информационные материалы по тематике журнала. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции - обладателя исключительных имущественных прав. Все права защищены.